Профессионалы и дилетанты в системной семейной терапии (расстановках)
Профессионалы и дилетанты в системной семейной терапии (расстановках).
Название громкое, а тема довольно скрытая и избегаемая.
Идя с запросом к системному семейному терапевту (далее, расстановщику/терапевту), клиент всецело доверяет ему, как специалисту. И это, с одной стороны хорошо, потому что только на доверительных отношениях может быть построена качественная терапия, но с другой стороны, клиент никогда не знает о том, что же происходит в процессе расстановки, поскольку за процесс полностью ответственность лежит на терапевте.
Здесь появляется много искажений и чтобы в них разобраться, нужно понимать основные механизмы работы с клиентом и, так называемом, поле (бессознательного), в котором и проходит процесс расстановки:
1. Клиент является системообразующим в расстановке.
То есть он и его запрос являются приоритетными. Нет клиента, нет запроса, нет и расстановки.
Некоторые расстановщики об этом забывают, акцентируя процесс расстановки на себе или на группе, наблюдающей за процессом. Клиент в этом случае отходит на второй план, ему достается роль наблюдателя за собственной расстановкой.
Клиент - центральный элемент и действие может происходить только в постоянном контакте с ним и процессом его осознавания происходящего.
Позиция терапевта в расстановке может быть только исследовательская и сопровождающая из позиции «я не знаю, что сейчас будет происходить. Мы будем разбираться в этом без насилия над процессом».
2. Только клиент определяет цель и желаемый результат расстановки.
Расстановщик не может изменить запрос клиента по своему усмотрению. Цель работы определяет только сам клиент, а расстановщик лишь помогает ему эту цель прояснить. Задача расстановщика — привести клиента к этой цели (показать её, или факторы, препятствующие достижению). Если задача терапевта - произвести впечатление на участников группы, то конечно речи о движении к цели клиента быть не может.
Также, бывает, что терапевт ведет в расстановке всех к «любви и воссоединению», причем часто насильно. Невозможно все расстановки привести «в любовь». Такое стремление говорит о травме терапевта, связанной с родительскими фигурами (чаще мамой). Расстановку необходимо вести к цели клиента и его запросу, а не туда, куда хочет расстановщик.
Терапевт всегда держится только в рамках запроса клиента. Поэтому самое первое, что необходимо выяснить — запрос. Работа без запроса — попытка спасти клиента. Конечно тогда терапевт не справится, а клиент не получит желаемый результат.
3. Работа с запросом клиента важна до проведения расстановки.
Если терапевт берет в работу запрос, запрашиваемый из детской позиции и/или с целью влияния на мир и других людей, то это также показатель отсутствия профессионализма терапевта.
Иногда, клиент не хочет решения своего вопроса, а хочет, чтобы терапевт и все участники посмотрели на его переживания и посочувствовали. Конечно такие запросы тоже в работу в расстановке не берутся.
4. Клиент сам выбирает заместителей на роли в расстановке.
В расстановках, где заместителей на роли выбирает сам расстановщик информация в поле некорректная, поскольку тогда на заместителей смещаются образы из личной системы расстановщика, не имеющие никакого отношения к клиенту. Или терапевт «ставит» свои представления о ситуации клиента в поле, затаскивая расстановку в свои представления о клиенте и о происходящем.
В очень редких случаях терапевт это делает, добавляя лишь 1-2 фигуры, в основном, для тестирования своих гипотез или усиления чего-то уже происходящего в расстановке.
5. Расстановка это вспомогательный инструмент для изменений.
Расстановки - это не магический инструмент, меняющий реальность по желанию клиента. Жизнь клиента меняют его поступки после осознания происходящего. Ответственность за результат расстановки всегда лежит на клиенте, а ответственность за процесс - на терапевте.
Если Вам кто-то гарантирует конкретный результат после расстановки - насторожитесь.
6. Терапевт и клиент находятся в сотрудничестве.
Сотрудничество означает равные позиции и партнерство в решении определенной задачи.
Терапевт не может быть важнее или значимее клиента. Если так происходит, то он становится на место родительской фигуры клиента тем «хорошим» родителем, которого у клиента никогда не было. Это делает клиента более слабым и зависимым от терапевта. Терапевт не специалист по жизни клиента, о чем часто забывают обе стороны. Вся терапия - это процесс взросления, который в таком случае невозможен.
Сотрудничество - это совместное прохождение пути. Если в этом пути клиенту что-то непонятно, то терапевт останавливается и объясняет. Клиенту весь процесс терапии и расстановки должен быть предельно ясен: почему так происходит, что мы делаем и зачем мы это делаем?
Бывает и наоборот — клиент начинает руководить процессом. Это говорит об отсутствии границ и слабой позиции терапевта.
7. Наличие границ терапевта.
Если у терапевта отсутствуют четкие правила проведения расстановок (терапии), то в этом случае сотрудничества с клиентом также не происходит, а терапевт начинает обслуживать клиента.
Если так происходит, то и клиент одновременно обслуживает бессознательные потребности терапевта: служить другим, спасать, быть нужным, быть «большой, дающей и мудрой мамой» вместо той, которой у терапевта не было, тем самым, лишая возможности клиента когда-нибудь сепарироваться (на место родителей тогда становится терапевт) и т. д.
Терапия происходит на границе контакта тогда, когда это контакт здоров.
8. Эмпатия терапевта.
Терапевт должен быть поддерживающим, но не жалеющим клиента, и уж там более не обесценивающим.
Иногда терапевты эмпатию путают с высокомерием. Загадочные фразы терапевта: «Я чувствую ты готов/не готов...»; «Все мне теперь понятно...»; «Я вижу, ты созрел для этого...» и т.п. заставляют клиента ощущать, себя неловко. И ответы на уточняющие вопросы клиента: «Ты не сможешь этого понять...»; «Придет время — ты поймешь о чем я...» и т.п. говорят о том, что терапевт занимает высокомерную позицию.
9. Экспертность терапевта.
Интерпретация терапевта происходящего в расстановке (в терапии) крайне важна, потому что клиент крайне редко ставит слова терапевта под сомнение. Опасность здесь кроится в непонимании клиентом, что интерпретация происходящего может быть ошибочной. Для того, чтобы минимизировать этот риск терапевт должен обладать определенным уровнем знаний и быть в постоянной личной терапии.
10. Честность терапевта.
Отсутствие опыта, рекламные расстановки, исследовательские расстановки — это то, о чем необходимо говорить клиенту. Цель в них не терапия клиента, а наработка опыта и отработка навыков, привлечение клиентов и исследование процессов для развития самого метода расстановок.
11. Завершение работы.
После расстановки терапевт не интересуется ее результатом. Процесс завершен, он отдан и принадлежит теперь только клиенту. Также терапевт после терапии или расстановки не просит отзыв у клиента. Терапия — это очень личный процесс клиента. Если клиент доволен, то он порекомендует терапевта без специальной просьбы, но просить публично писать отзыв о проделанной работе некорректно по отношению к чувствам и процессам клиента.
Все вышесказанное применимо и к другим видам терапии.
У всех специалистов разные критерии работы, экспертность и уровень этики, выбирайте внимательно и помните, что цена никогда не является показателем профессионализма!